Дополнения к играм серии Assassin’s Creed — уже давно не в диковинку, они выходят вполне стабильно для номерных её частей, так что «Чёрный флаг» не стала исключением. Пожалуй, вряд ли кто-либо удивился, когда ещё до выхода основной игры анонсировали дополнение «Крик свободы», сообщив, что в нём нам расскажут историю Адевале — квартирмейстера на лихом бриге Эдварда Кенуэя, «Галке», бывшего раба, родившегося на Тринидаде и сбежавшего от своих хозяев, после примкнувшего к Ордену. Трейлер анонса этого дополнения определённо затрагивал какие-то человеческие нотки при просмотре, он был эмоциональным и интригующим. Но что же получилось в результате? Нечто, напоминающее ситуацию с игрой Dead Island, когда первый трейлер не соответствует эмоциональному настрою конечного продукта…
События «Крика свободы» развиваются спустя пятнадцать лет после событий оригинальной игры. Адевале стал ассасином, он следует кредо и нуждам братства, а в свободное время плавает на собственном корабле и освобождает рабов, беря на абордаж невольнические суда. В результате кораблекрушения, наш герой оказывается во французской колонии Порт-о-Пренс, что расположена на Гаити. Здесь он встречается с местным сопротивлением и решает помочь его членам сражаться за свободу рабов — освобождает пленников с плантаций, вновь нападает на невольнические суда, силовыми методами вмешивается в наказание рабов и аукционы. В общем это и есть суть данного дополнения — сражаться за свободу рабов и карать зло в лице властей Порт-о-Пренса и находящихся недалеко плантаций. Всего тут девять основных заданий, которые на удивление разнообразны, но, к сожалению, назвать их интересными, язык не повернётся. Диалоги пресные, события вялые и часто какие-то слишком форсированные, Адевале излишне резок и прёт напролом, хотя в оригинале он был довольно грамотным и рассудительным. Такое впечатление, что над дополнением работала не команда Ubisoft Montreal, а группа очень обиженных на студию рабов, потому что вся его основа и история описывается двумя словами: «Свободу рабам!». Ну да, крик свободы же…
Игровой процесс остался всё тем же, и после нескольких часов сухопутных приключений, мы вновь получаем возможность вернуться в море, под парусами Свободы. Пиратская вольница в этом дополнении является хорошей панацеей от однообразия и назойливой «рабской» тематики, которая тут слишком форсирована — в Assassin’s Creed III: Liberation она хорошо вписывалась в игру, добавляя колорита, но в «Крике свободы» её попытались сделать основой основ, и это попросту убило весь шарм Карибского моря оригинальной кампании. Вот только захватывать множество кораблей тут нет смысла, разве что атаковать конвои с рабами, чтобы поскорее освободить 500 штук и из них 70 завербовать в сопротивление, в результате чего получаем приятные бонусы, оружие, и бесплатные боеприпасы до конца приключения. Морские сражения не изменились, равно как и принцип абордажа, но в отличие от Кенуэя, Адевале не умеет стрелять из кремниевых пистолетов и сражаться двумя мечами, поэтому у нас в распоряжении, кроме скрытых клинков, находится мачете и мушкетон. Последний — это «дробовик прошлого», иначе не назвать. Стреляем зарядом картечи с большим разбросом и малой дистанцией, но одним выстрелом можно «уложить» порядка 5-6 бойцов противника. Жестоко, не так ли? Ещё одним оружейным нововведением являются петарды, которыми можно отвлекать настырных стражников или же наоборот, привлекать их внимание, заманивая в переулки.
Освобождение плантаций в «Крике свободы» сделано по принципу абордажа — нам нужно убить определённое количество противников в отмеченной зоне, после чего плантация будет свободна. Стоит учитывать, что в случае обнаружения и поднятия тревоги, доблестные надзиратели начнут атаковать в первую очередь не нашего героя, а несчастных рабов. Это плохо тем, что в идеале мы можем на плантации освободить порядка 30 рабов и завербовать ещё десяток в сопротивление, но если их будут убивать, то данные цифры могут заметно уменьшиться. Помимо стандартных и безмозглых врагов, появились Надзиратели. Да, именно так, надзиратели среди надзирателей, которые выделяются. Это знакомые нам по оригиналу здоровяки или же шустрые фехтовальщики «капитанского» типа, и на карте их видно сразу — выделяют особые надзиратели оранжевым кругом и большим значком, а-ля драгун. Если такой фрукт замечает нашего героя, ему, в отличие от всех остальных, хватает интеллекта понять, что бегающий по улицам города или плантации здоровенный негр в капюшоне, с мачете, мушкетоном и плевательной трубкой за спиной — немного выделяется из общей картины того времени и тех мест. Поэтому он тут же бросается за нами, и может вызвать подмогу. А вот освобождение рабов с кораблей не отличается от классического абордажа ничем, кроме как необходимостью перед захватом невольнического корабля, уничтожить его сопровождение, которое обычно состоит из трёх кораблей. Как правило фрегаты, но может быть среди них и бриг, или даже линейный корабль. Само невольническое судно совершенно безобидно, и стрелять в него нет нужды, потому что рискуем повредить рабов, которых обычно в трюмах 90 штук, при условии, что по кораблю не попал живительный дождь из мортир.
Само дополнение от оригинала технически и визуально не отличается: никаких серьёзных глюков за часов 10 игры я не встретил, дизайн Порт-о-Пренса и его архитектура хороши, а вот плантации выполнены до боли шаблонно. Что правда, на этом не стоит заострять внимание, поскольку в то время они так и строились, как «хрущёвки» при Союзе. Но в отличие от основной игры, «Крик свободы» я проходил уже на PlayStation 4, в связи с чем хочу немного поговорить о графике на этой платформе. Уверен, многих интересует, существенная ли разница между версиями на прошлом и наступившем поколениях. Да, она очень заметна. Причём дело не только в общей детализации игрового мира, качестве теней, текстур и присутствии множества новых эффектов, которых версия для PlayStation 3 и Xbox 360 попросту была лишена. Я говорю о нормальных парусах, теперь сделанных из материи, а не фанеры, о качественном дыме, как при выстреле из оружия, так и при морском бое (из-за которого можно просто потерять из виду цель), о прекрасного качества воде и эффектах погоды, о высокой детализации повреждений обшивки кораблей, когда все пробоины и пылающее дерево — это не одна плоская и статичная текстура, а действительно объёмная и живая картинка. Но даже для тех, для кого более красивая графика и намного более богатая детализация не является чем-то важным, версия Assassin’s Creed IV: Black Flag на PlayStation 4 будет лучше, потому что она работает при стабильной частоте кадров и высоком разрешении. Разработчики обещали натуральные 1080р и 60 fps. Первого им достичь удалось, хотя не исключено, что с небольшим «апскейлом», скажем с 960р до 1080р. За точную цифру стабильности частоты смены кадров я не поручусь, но могу заверить, что игра лишена отчётливых её проседаний, которые присутствовали на PlayStation 3. Забавных телепортаций стражи с земли на крышу я тут также не встречал, зато был другой казус — освободив плантацию, я бодренько шёл вскрыть заветный сундучок, но внезапно из воздуха, как из сумрака, нарисовались три агрессивных охранника. Настоящая мистика.
Музыкальное сопровождение «Крика свободы» в целом неплохо, но с замечательной музыкой и песнями оригинала совершенно несравнимо, а игра актёров озвучивания, особенно отечественных, совсем уж оставляет желать лучшего. При том, что голоса подобраны сравнительно неплохо, эмоции переданы слабовато. Впрочем, не стоит ругать только отечественный звук, поскольку оригинальная озвучка тоже этим страдает. В некоторых моментах, тон и манера речи героев не совсем соответствует обстановке, жестикуляции и эмоциям, которые написаны на их лицах. Набор трофеев в дополнении очень лёгкий и не требует каких-то дополнительных усилий. Главное не забывать выполнять дополнительные условия всех воспоминаний. Но в случае чего, их можно переиграть.
Оценка игры: 75 из 100 баллов.
Итог обзора: История Адевале вышла на несколько голов выше — девять заданий, кусочек Карибского моря для исследования, одна подводная вылазка, пара-тройка островов и плантаций, возможность растянуть удовольствие и вдоволь поучаствовать в морских боях, а также тайники, сундучки, секреты. В то время, как в случае Авелины у нас было три скучных задания без единого намёка на реиграбельность. Но сравнивая с оригинальной историей Эда Кенуэя, одержимый чужой свободой Адевале не выдерживает конкуренции. И дело не только в объёме, но и в самой сути — история Эдварда хорошо вписывалась в сеттинг, в ней был отличный баланс наземных и водных приключений, а вот темнокожий квартирмейстер за пятнадцать лет заметно сдал. История, которая пыталась стать трогательной и эмоциональной, в итоге получилась форсированной и бездушной, но игровой процесс как был, так и остался бесподобным, поэтому «Крик свободы» определённо стоит внимания тех, кому понравилась основная игра. Стоит ли оно своей цены? В общем-то да, за лёгкие 7-10 часов игрового процесса.