Автор: Кирилл Волошин
Когда-то словосочетание «восточноевропейская RPG» было таким же устойчивым, как и ужасное, банальное «крепкий середняк». Да и по смыслу они не отличались: это, дескать, что-то вроде бы и интересное по задумке, но толком не доведённое до ума. Выход первого «Ведьмака» если и изменил это мнение, то не намного — там тоже было не всё идеально. А вот сейчас ситуация стремительно меняется. Восточноевропейские RPG выходят в лидеры: польская The Witcher 3: Wild Hunt спорила с Fallout 4 за звание игры года, а ещё через год таковой вполне может стать чешская Kingdom Come: Deliverance. Мы посмотрели альфа-версию, пообщались с разработчиками и спешим поделиться подробностями об этой ожидаемой и амбициозной RPG.
Даниэль Вавра, один из ключевых разработчиков дилогии Mafia, в 2011-м собрал в своей Warhorse Studios людей, которые так или иначе приложили руку ко всем именитым чешским хитам — мы про Operation Flashpoint, Hidden & Dangerous и ту же Mafia. Тем не менее им три года не удавалось привлечь внимание инвесторов к прототипу своей будущей эпической RPG. И только после того, как зимой 2014-го под Kingdom Come: Deliverance удалось собрать на Kickstarter 1.1 млн фунтов стерлингов, дело сдвинулось. Да так, что об игре сразу начали говорить как о «новом „Скайриме“», только красивее, реалистичнее и без магии.
Кузнец нам нужен
Именно на предельный реализм делают ставку Вавра и его коллеги. И дело не только в том, что мы не сможем запускать во врагов «файерболлы». Начать с того, что в основу сюжета положены реальные исторические события, а именно времена Великого западного раскола в начале XV века, когда в Европе шла активная борьба за власть в целом и за папский престол в частности.
В Богемии, где развернётся действие Kingdom Come: Deliverance, это было время национального подъёма, знаменитых гуситских войн, противостояния с Ватиканом и непростых взаимоотношений между двумя венценосными родственниками — королём Чехии Вацлавом IV и его младшим братом, будущим императором Священной Римской империи Сигизмундом. Последний однажды даже похитил своего брата — этот реальный факт и является движущей силой сценария Kingdom Come: Deliverance.
Правда, спасать своего короля придётся простому сыну кузнеца, который параллельно жаждет и личной мести — враги сожгли родную хату и убили всю его семью. Реализмом тут, конечно, не пахнет, но для RPG такая завязка — в самый раз!
Драться нужно, так дерись!
В процессе выполнения столь важной миссии мы будем свободно исследовать большой средневековый мир площадью 16 кв. км (на своих двоих или верхом на лошади), посещать города и сёла, воссозданные по реальным историческим документам, штурмовать или защищать замки в составе больших армий. И вообще много сражаться. Реалистичная боевая система — один из столпов игры, и в альфа-версии уже видно, насколько непросто тут драться даже с одним оппонентом.
Чехи уверяют, что в основе местной боёвки лежат реальные техники и приёмы XV века, поэтому им пришлось прибегнуть к консультациям экспертов средневековых боевых искусств. Удары можно наносить в пяти направлениях: целясь в голову/руки/ноги или в сочленение доспехов. Приходится блокировать, контратаковать (грамотно выбрав момент для этого) и даже проводить комбо. Но редкие удары достигают цели — многие часто попадают под блок. И к тому же на каждое движение тратится энергия. Поэтому ваша задача — найти ахиллесову пяту во вражеской обороне и постараться измотать соперника, сохранив силы для решающего удара.
Соответственно, тут будет много экипировки, защищающей разные части тела, и аутентичного средневекового оружия. Причём быстрый меч по своим характеристикам, понятно, отличается от тяжёлого топора. Кроме того, в альфа-версии можно пострелять из лука, оценив ещё одну грань местного реализма — привычный прицел не прилагается. Обещают и сражения на лошадях — в духе того, что мы видели в Mount & Blade, только красивее и опрятнее в плане анимации.
Взрослые проблемы во взрослом мире
Впрочем, чтобы выжить в этом суровом средневековом мире, махать мечом недостаточно. Сыну кузнеца придётся спать и есть, чтобы не умереть от усталости и голода (еда будет опять же реалистично портиться со временем, а холодильников и термосов в XV веке ещё не было), подбирать отмычки к замкам (мини-игра прилагается), варить медикаменты и алкоголь, создавать и чинить экипировку. Последняя также приходит в негодность, изнашивается и даже пачкается — как грязью, так и кровью, вашей и ваших врагов.
Не всё из этого реализовано в альфа-версии, но уже сейчас заметно, как авторы стараются создать действительно живой, взрослый и реалистичный мир. То, что жители небольшой деревеньки днём занимаются своими делами, работают, прибираются в доме, варят еду или сами трапезничают, а ночью ложатся спать, конечно, хорошо, но подобной симуляцией жизни мало кого удивишь.
Куда больше удивили и порадовали предельно реалистичные квесты. Вместо того чтобы забрасывать вас стандартными просьбами «найди фамильный меч, убей злыдня, собери 10 трав», местные делятся куда более актуальными и важными для них проблемами. Один держится за живот и уверяет, что местная трактирщица отравила его, потому что он не захотел уйти к ней от жены, другой — за голову: накануне, после знатной пьянки, он заснул где-то на улице и потерял ключи. При этом бедолага, естественно, не хочет, чтобы об этом кричали на каждом углу.
В обоих случаях придётся проводить мини-расследования, общаться с жёнами, собутыльниками, устраивать чуть ли не очные ставки (у «трактирщицы-отравительницы», естественно, прямо противоположная версия произошедшего) и принимать решения — кто прав, кто виноват, стоит ли выдавать пьянчужку, кому верить. Придётся и траву-мураву собирать для местной знахарки, но здесь подобное является частью большого интересного квеста и выглядит куда логичнее.
Следи за собой. И за своими словами
В диалогах также царит реализм. Можно вести себя по-разному — убеждать, угрожать, врать или пытаться обаять своей харизмой. Впрочем, собеседники могут запросто не повестись на ваш трёп. Успех зависит от уровня того или иного разговорного таланта — а все характеристики и навыки (и не только разговорные), как и в серии The Elder Scrolls, «прокачиваются» по мере их использования.
Именно поэтому, кстати, в Kingdom Come: Deliverance не будет ограничений в развитии персонажа, связанных с классами. Заявлены три архетипа: воин, вор и бард, — у каждого из которых будут свои любимые боевые техники и оружие, свои же подходы к решению проблем. Воин, например, обожает запугивать собеседников, а бард сможет стравливать людей и делиться выпивкой, чтобы «войти в доверие» и вытянуть нужные сведения. Но никто при этом не запретит воину наловчиться орудовать отмычками не хуже профессионального вора или так «раскачать» свою харизму и «болтливость», что с ним будут соглашаться и без угрозы физического насилия.
То, как вы общаетесь, как себя ведёте и какие решения принимаете, по уверению авторов, будет иметь свои последствия. К финалу истории можно идти разными путями, отыгрывая более доброго, благородного и милостивого персонажа или, наоборот, более вороватого, хамоватого и жестокого.
В альфа-версии уже есть показатель репутации, а окружающие уже запоминают, что вы делаете, и действительно реагируют на это. Например, в квесте с пропавшими ключами можно действовать по-разному: найти их и вернуть в результате достаточно долгих поисков или по-быстрому раздобыть отмычку, открыть дверь в дом перепившего накануне селянина, взломать его сундук и умыкнуть оттуда важную печать. Но в последнем случае тот заметит пропажу, поймёт, кто это мог сделать (и кто знал о его проблемах с ключами), и через некоторое время потребует вернуть вещь обратно. Тут опять же придётся либо использовать свои разговорные навыки, либо быть честным и отдать чужое.
В дальнейшем обещают реализовать полноценную систему «преступления и наказания»: обворованные или заставшие вас за воровством/нападением на кого-то NPC будут жаловаться стражникам, а те бросят героя в тюрьму, оштрафуют или даже подвергнут пыткам. Если же героя и отпустят, то свидетели его деяний всё равно затаят обиду и впредь будут относиться к нему с известной долей подозрения.
На самом деле, мы понимаем, почему потенциальные инвесторы изначально относились к проекту Warhorse Studios скептически. На бумаге всё вышеописанное выглядит очень вкусно: этакая смесь из Skyrim, «Ведьмака», «Готики», Mount & Blade в реалистичном средневековом мире, да ещё и с полной свободой действий, моральным выбором, осадами замков, хардкорными сражениями на мечах и скоропортящейся едой. Но разве можно всё это реализовать силами маленькой чешской студии в обозримые сроки?
Однако авторы медленно, но верно реализуют задуманное, постоянно обновляют и расширяют альфа-версию, держат игроков в курсе того, как идёт разработка, посещают важные выставки и получают там свою долю аплодисментов. Так что у Kingdom Come: Deliverance всё-таки есть шансы добраться до релиза примерно в том виде, в каком игра была задумана. Пусть на это и потребуется ещё много времени — релиз планируется следующим летом.
Купить данную игру для Xbox ONE вы можете НАЖАВ СЮДА